При первом знакомстве с ребенком логопед проводит диагностику всех речевых особенностей ребенка. Во время диагностики, которая проходит 60 (и более) минут, логопед проверяет каждый звук, который говорит или не говорит ребенок, правильность построения предложений, навыки коммуникации, логичность мышления, функции внимания и памяти. По результатам диагностики логопед определяет план работы и дает рекомендации родителям.
Детский логопед — это педагог, который выявляет причины речевых нарушений у ребенка и проводит занятия по устранению полностью или частично этих нарушений. У взрослых логопед занимается восстановлением речи после травм и заболеваний, лечением заикания и дефектов речи.
В работе логопед использует специальные логопедические методики (артикуляционная гимнастика, логоритмика, работа с дыханием, задания на отработку звуков, логопедический массаж и многие другие), а также помогает ребенку стать более внимательным, лучше запоминать информацию и в результате – правильно строить слова и предложения.
Работа логопеда при неврологических расстройствах
Занятия с логопедом обязательно включаются в комплексное лечение детей с нарушением развития, заболеваниями психики, органов зрения, слуха и центральной нервной системы. Логопед работает даже с теми детьми, которые пока еще совсем не говорят. В этом случае занятия направлены на подготовку и стимулирование навыков речи через другие, сохранные функции.
В каких случаях поможет логопед?
- Недоразвитая речь
- Нарушение ритма речи и проблемы с дыханием
- Потеря речевых навыков
- Неправильное произношение слов
- Невозможность корректно построить предложение
- Невозможность составить связный рассказ или пересказ текста (для более взрослых детей)
- Проблемы с чтением и письмом
- Неправильное восприятие речи
- Заикание
- Проблемы с речью в результате патологий органов слуха, зрения, речи
- Нарушения речевых навыков из-за хирургического вмешательства или травмы носоглотки
Логопед работает с дислалией и паралалией, дизартрией и общим недоразвитием речи, дисграфией и дислексией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, алалией и другими заболеваниями.
Каков результат работы логопеда?
- Правильное произношение звуков (без картавости, шепелявости, гнусавости)
- Грамотное чтение и письмо
- Корректное составление слов и предложений
- Чтение стихов
- Растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»
- Говорение без заикания
- Выработка ритма и четкости речи
В каком возрасте нужно обратиться к логопеду?
В каждом возрасте есть определенные нормы, которым должна соответствовать речь ребенка. Это может помочь определить невролог, но есть некоторые общие правила:
- 2-7 месяцев: ребенок гулит (гу, агу, гы и другие слоги) и реагирует на обращенную к нему речь.
- 4-7 месяцев: лепет, многократное повторение слогов (ма-ма-ма, бу-бу-бу и др.)
- 11-12 месяцев: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, дай, ам)
- Итого к 1 году ребенок должен уметь выполнять простейшие просьбы (покажи, принеси), а к 16 месяцам правильно употреблять слова «мама» и «папа» и должны появляться другие исковерканные слова (мака -маленький и др.)
- 2 года: к 2 годам ребенок должен показывать руку, глаз, ногу, словарный запас малыша — более 10 слов. К 2,5 года он должен отличать разницу между словами «большой» и «маленький».
- В 3 года малыш уже понимает короткие стихи, рассказы, сказки, может их пересказать, отвечает на вопрос, как его имя и фамилия. Предложения должны быть уже сложными, со всеми частями речи, должен отличать единственное и множественное число.
- В 4 года малыш считает до пяти, слушает сказки, может рассказать стихотворение. В этом возрасте малыш уже должен говорить довольно правильно, рассказывать связно и понятно о событиях.
- Малыш старше 6 лет уже должен хорошо запоминать стихи, пересказывать текст, не нарушая структуру слов. Дефекты произношения в этом возрасте уже нужно обязательно корректировать у логопеда, сами они не исправятся.
Что нужно делать в случае отсутствия речи в нужном возрасте?
- консультация невролога для того, чтобы установить, есть ли нарушения нервной системы, которые мешают ребенку заговорить.
- логопедическая диагностика, чтобы установить строение речевого аппарата и как выстроить работу по стимулированию речи.
- нейропсихологическая диагностика для того, чтобы понять, как устроены мыслительные процессы ребенка, что он понимает и различает. Бывает, что особенности развития мозга не дают малышу заговорить.
- дефектологическую диагностику для анализа развития интеллекта
- сурдологическое, ЭЭГ-обследование и др. по рекомендациям невролога в зависимости от возможных причин задержки и степени.
Если речь ребенка не соответствует возрасту, то невролог должен направить ребенка к логопеду. Стоит обратиться к логопеду, если у ребенка проблемы с глотанием, мимикой, чувством ритма, он произносит слова по слогам или сокращает их, есть нарушения внимания, памяти, агрессия или апатия. В этих случаях логопед работает совместно с неврологом, а также при необходимости нейропсихологом. Чем раньше специалисты начинают работать с ребенком, тем быстрее можно исправить все речевые и неврологические нарушения.
Возрастные нормы появления звуков в речи ребенка
- В первый год жизни ребенок осваивает звуки [М-Мь], [Н-Нь], [П-Пь], [Б- Бь], [К-Кь], [Г-Гь].
- К 2 годам он должен четко произносить гласные звуки: [А, О, У, И] и согласные: [Д-Дь], [Т-Ть], [В-Вь], [Ф-Фь].
- К 3 годам ребёнок осваивает гласные звуки [Ы, Э] и согласные [Х, Хь], [Ль], [Й].
- С 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в место "неть" говорит " нет"). Появляются свистящие и шипящие [С-Сь], [З-Зь], [Ц].
- К 4,5 ребенок начинает произносить [Ш], [Ж], [Щ], [Ч].
- До 5,5 лет появляется твердый звук [Л], [Р].
- А до 6 лет заканчивается формирование звукопроизношения и появляется последний звук [Рь]
Почему важно своевременно обратиться за диагностикой?
виЕще 20 лет назад говорили, что нервные клетки не восстанавливаются, но ученые говорят о нейропластичности головного мозга, начиная с 1948 года. Тем не менее, наш мозг постоянно изменяется, и это называют нейропластичностью.
Нейропластичность - способность нервной системы реагировать на внутренние или внешние раздражители путем реорганизации своей структуры, связей и функций. Она запускается путем анализа сенсорной информации. У нас 5 органов чувств, но нейрофизиологи выделяют больше 30 сенсорных систем и 1000 механизмов. Считается, что детский мозг очень пластичен, и ребенок развивается непрерывно и очень активно. Ученые установили ряд возрастных закономерностей развития мозговых структур, на которых и строится современный процесс коррекции, если есть нарушения.
"Используй или потеряешь" - самые современные исследования развития детского мозга говорят о том, насколько важно его правильно использовать.
ДО РОЖДЕНИЯ
Нейроны быстро развиваются до рождения. Соединения между ними неполны, и после рождения связи должны быть построены.
ПЕРВЫЕ 8 МЕСЯЦЕВ
Между рождением и 8 месяцами синапсы формируются очень быстро. Один нейрон может соединяться с 15 000 другими нейронами. В первые 3 месяца кол-во нейронов увеличивается в 20 раз!
Ранний детский опыт определяет развитие мозга: поэтому нейропсихолог, логопед, невролог всегда подробно узнают подробности раннего развития и беременности.
ПЕРВЫЕ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
Ребенок развивается через ощущения и сенсорный опыт - благодаря ним создаются новые синапсы. Количество синапсов увеличивается или уменьшается в зависимости от среды до 25%. Те синапсы, которые не используются, ОБРЕЗАЮТСЯ!
Исследования более 1000 детей, подвергшихся насилию и пренебрежению, показали, что дети, к которым редко прикасались или разговаривали, имели мозг на 20-30% меньше, чем у большинства детей их возраста.
10-12 ЛЕТ
Примерно в этом возрасте мозг начинает активно обрезать неиспользуемые синапсы и упорядочивать структуру мозга. В этом же возрасте начинает формироваться логическое мышление. Мозг сохраняет гибкость в течение всей жизни, взрослые продолжают учиться, но новые знания даются им гораздо медленнее*.
На фото видно, что уже 4-6 годам происходит «обрезка», нейронов и синапсов становиться меньше, но они более организованные.
Вспомните детей-маугли: при неблагоприятной сенсорной среде в начале жизни, эти дети могут так и не научиться говорить, обслуживать себя и коммуницировать.
Физиологические стадии развития мозга определяют те навыки, которые ребенок должен иметь в определенном возрасте. Это становится особенно актуальным, если произошел сбой. Почему он произошел? Это могут быть болезни во время беременности, сложности при родах, факторы среды, генетические факторы и др.
К примеру, если речь не развита в 3-4 года, то мозг обрежет ненужные синапсы в зонах мозга, которые связаны с речью, и будет развиваться без них. Таким образом формируются патологические системы, которые разрушаются путем длительной коррекционной работы, чтобы на свободном месте могли формироваться новые синапсы и нейроны. Вот почему процесс коррекции сложнее и дольше, чем старше ребенок.
Аналогично происходит и с письменной речью, и с навыками коммуникации (которые напрямую связаны с речевыми, тк речь - основной способ общения), моторными навыками. Все нарушения у ребенка мы должны скорректировать до 10-12 лет, когда происходит "синаптическая обрезка", и мозг будет организовывать уже только те системы, которые развились к этому моменту. Новые системы будет сформировать гораздо сложнее.
Возможна ли реабилитация в возрасте старше 12 лет?
Безусловно, так как свойство нейропластичности сохраняется на всю жизнь. Важно понимать, что коррекционный процесс при ЗПР, ЗРР, ДЦП, СДВГ, РАС, начатый после 6-7 лет, или реабилитация после острых заболеваний (к примеру, травма головы, онкология) будет сложнее и дольше. Возможно, он будет иметь некий предел восстановления, и мы должны задействовать несколько методов в комплексе, чтобы максимально стимулировать формирование новых нейронов.
Как понять, понимает ли малыш обращенную речь?
Часто препятствием для формирования активной речи у ребенка являются сложности слухового восприятия звуков, отсюда непонимание или неполное понимание обращенной речи. Как ребенок начнет правильно повторять звуки и слова, если он их слышит иначе?
В это заключается важность правильной и своевременной диагностики не только активной речи, а всех ее аспектов. Анастасия Владимировна Васянина, логопед и дефектолог, расказывает:
- как формируется слуховое восприятие еще в утробе матери?
- как логопед проверяет понимание речи и почему это важно?
- с чего начинается работа с неговорящими детьми?
- как правильно разговаривать в доречевой период развития ребенка?
- как музыкальные инструменты помогают развить речь?
Многие родители удивляются, зачем нужен логопед, если ребенок совсем не говорит, ведь логопед работает с речью. Логопед - это не только тот специалист, который исправляет звуки, еще он стимулирует ее правильное развитие. Логопед не начинает с 5 лет, он приступает к работе в тот момент, когда уже есть задержка развития речи, и это может быть доречевой период развития ребенка.
Доречевой период крайне важен, в это время формируются нужные связи в головном мозге, без которых речь не будет в норме.
* Научные исследования взяты из лекции профессора Ю.П. Данилова, профессора Университета Висконсина (Tactile Communication & Neuromodulation Laboratory (TCNL))