Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее
время и ответим на все интересующие вопросы.
|
Запись онлайн
|
Первый класс — это как выход в открытый космос. Уж слишком многое меняется в жизни ребенка. Как в песенке поется: «Был вчера ещё только ребёнком... А теперь первоклашкой зовут!».
Помимо нового статуса — первоклассника — новенького ранца и красивого букета цветов в жизни ребенка появляются:
— новые отношения, причем сразу и много. Хорошо, если в классе есть ребята, с которыми ребенок знаком до школы — по двору или детскому саду, но бывают случаю, когда все 20-30 человек в классе впервые встречаюются первого сентября.
— Отношения, впрочем, строятся не только с детьми: появляются новые значимые взрослые. На первом месте тут, конечно, классный руководитель, «учительница первая моя».
— Новые обязанности и задачи. Хотя в первом классе не рекомендовано задавать домашние задания, редкая школа без них обходится. Кроме заданий менются и требования к их исполнению. И — еще одна оговорка такого рода — хотя в первом классе не рекомендовано ставить оценки, редкий учитель обходится без оценивания: нельзя ставить оценки в баллах — будут... в смайликах.
Новая одежда (не всегда удобная, что уж тут скрывать), новый режим дня, дополнительные активности — с этим всем надо как-то справляться.
Если на уровне третьего этапа формирования речи (6-7 лет) не были обнаружены и «закрыты» имеющиеся логопедические проблемы, то под воздействием возросших нагрузок и в контексте задач, которые требуют сформированности этих навыков, эти проблемы дадут о себе знать.
Третий этап формирования речи и что должен уметь ребенок в 6-7 лет
Группа риска детей-первоклассников с будущими трудности в обучении
Трудности, связанные с особенностями здоровья и развития
Выпускники коррекционных и речевых дошкольных учреждений для детей с ТНР (тяжелые нарушения речи — алалия, дизартрия), ЗПР (задержка психического развития)
-
Имеют нарушения звукопроизношения
-
Недостаточно развито фонематическое восприятие
-
Наблюдаются лексико-грамматическое недоразвитие, пространственно-временные нарушения
-
Им трудно прочитать и пересказать текст, они плохо запоминают стихи
-
Письмо под диктовку без коррекционной работы часто бывает невозможным
-
Испытывают трудности при задании изменить форму слова или образовать новое слово от исходного
-
Испытывают трудности с пониманием учебной инструкции и ее выполнении.
Помимо речевых сложностей у таких детей снижена концентрация внимания, памяти, для них характерна низкая работоспособность и быстрая утомляемость. Это создает условия для низкой мотивации к обучению. Дети испытывают затруднения в общении со сверстниками и учителями, могут быть гиперактивны на уроке или, наоборот, пассивны, склонны проявлять агрессию и негативизм, капризны и непослушны, обидчивы и ранимы.
Дети с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи), ФНР (фонематическое недоразвитие речи), ОНР (общее недоразвитие речи)
Дети данной категории испытывают большие трудности при овладении процессом чтения и письма.
Для них характерны смешения, замены, пропуски звуков, букв, слогов как в устной речи, так и в письменной. Ошибки в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах. Они допускают ошибки в оформлении устных и письменных высказываний, делают ошибки в написании окончаний категории рода, числа, падежных окончаниях. Не различают твердую и мягкую позицию звука в слове, звонкую и глухую позицию звука, неправильно ставят ударение и делают паузы. Испытывают трудности при задании изменить форму слова или образовать новое слово от исходного. Они не любят читать, пересказывать, писать под диктовку и делать домашнее задание.
Трудности, связанные с особенностями здоровья и развития
Дети, в семье которых говорят на двух и более языках
Случается, что дети-билингвы и дети из многоязычных семей с трудом овладевают русской грамматикой и правилами письма. Они допускают ошибки в оформлении устных и письменных высказываний, делают ошибки в написании окончаний категории рода, числа, падежных окончаниях. Не различают твердую и мягкую позицию звука в слове, неправильно ставят ударение и делают паузы. Неправильно формируют речевое устное и письменное высказывание с перестановкой слов в предложении, неправильно согласуют слова между собой. Затрудняются с подбором прилагательных, глаголов, синонимов, антонимов. Испытывают трудности при задании изменить форму слова или образовать новое слово от исходного. Такие трудности могут быть связаны с явлением интерференции — когда две (и более) языковые системы, складывающиеся у ребенка «конкурируют» и смешиваются. Если других осложнений, связанных с особенностями здоровья нет, интерференцию удается преодолеть и сохранить пользованием всеми языками из репертуара ребенка.
Ключевое значение для успешного обучения на русском языке имеет то, когда ребенок столкнулся с русским языком и какой его личный опыт. Бывают случаи, когда знакомство с русским языком начинается только в детском саду, а то и в школе, и мало поддерживается в семье. Такие варианты представляют собой определенную сложность и требуют большого вовлечения семьи.
Трудности, связанные с индивидуальными особенностями
Дети-левши, дети со скрытым левшеством и переученные левши
Наш мир придуман правшами для правшей. Так вышло.
Школьные практики только недавно отказались от попыток научить левшей писать правой рукой. Сейчас существуют уже даже специальные прописи, учитывающие особенности леворуких детей. Как минимум, образец для повторения в таких прописях расположен справа (чтобы ребенок не перекрывал его собственной рукой), как максимум, такие прописи предлагают другой наклон для письменных букв (но не каждый учитель согласен с таким вариантом). «Леворукими» бывают ручки и ножницы, линейки. Важно, чтобы в школе понимали эту особенность и поддерживали ребенка в процессе обучения.
Характерные проблемы для левшей, явных, скрытых и переученных, — они не соблюдают рабочую строку, клетку. Они неправильно держат ручку, у них плохой почерк. Они могут зеркально читать и писать буквы и цифры. Отсюда вырастают негативизм к учебе и низкая мотивация. Такие дети нуждаются в особом сопровождении.
Когда обращаться за консультацией?
Если в школе при обучении у ребенка возникли проблемы, обратитесь к логопеду сразу же. Если ребенок будет не успевать за ходом урока, указаниями учителя, одноклассниками, это чревато вторичными нарушениями: поведения, общения и появления повышенной тревожности (истерики, нарушения сна).
Часто родители приходят с детьми с жалобами на проблемы в школе, как будто бы не связанные с письмом и чтением, а тогда, когда ребенок отказывается идти в школу, плохо себя ведет, бьет одноклассников. Источником этих симптомов могут быть сложившиеся в течение 1-2 класса сложности в понимании учебного материала, комплексы на этом фоне и их последствия (желания выделиться, обратиться на себя внимание и др.)
Порядок действий
-
Запишитесь на первичную логопедическую диагностику речи ребенка (проводится 40-60 минут, где исследуется все факторы речи: звукопроизношение, строение органов речевого аппарата, понимание и восприятие устной обращенной речи, письменная речь, частично интеллект, мышление и моторика).
-
Родители заполняют подробную анкету о раннем развитии ребенка, так как это важно для установления правильной причины речевого (соответственно, мозгового нарушения, ведь речь – это функция головного мозга).
-
По итогам диагностики мы строим совместный со всеми специалистами и родителями образовательный маршрут для ребенка и начинаем занятия.
Логопедический прием, консультации, диагностика и занятия проводятся в Клинике неврологии в обоих филиалах - в центре, рядом с ТРК «Семья» (ул. Горького, 49) и в Индустриальном районе, в ЖК «Триумф» (ул. Советской Армии, 72/4). Администраторы клиники ответят на ваши вопросы и запишут на прием по телефону 270-13-17. Вы также можете оставить свои вопросы или записаться через сообщения на сайте и через аккаунты клиники в социальных сетях. Мы оперативно отвечаем везде!