По итогам диагностики в заключении нейропсихолог предлагает план коррекционной работы и методы, которые необходимо использовать.
Распространено мнение, что большинство нарушений функций нервной системы способно восстановиться самостоятельно или с помощью лекарств. Такое мнение ошибочно, и вот почему. Мозг – орган, который нуждается в тренировках. Бывает, что работа только с логопедом или дефектологом не дает результатов, а причина — недоразвитие определенных структур мозга. Когда мы начинаем работать в комплексе: невролог + логопед + нейропсихолог, развитие ребенка быстро приходит в норму.
Важные отличия работы нейропсихологов в Клинике неврологии:
-
Совместная работа с неврологами (это добавляет углубленное знание нейрофизиологических процессов в мозге)
-
Выдача полного и подробного заключения, включенного в стоимость (наше заключение сможет использовать для постановки диагноза любой квалифицированный невролог)
-
Выявление причин нарушений работы мозга, а не только их перечисление
-
Оценка эффективности результата каждые 15 занятий (краткая диагностика по ходу курса)
-
Некоторых из наших нейропсихологов имеют еще и квалификацию клинических психологов. Это позволяет им параллельно с оценкой когнитивных функций провести скрининг психологического состояния. Благодаря этому специалист сразу фиксирует возможные психологические проблемы ребенка, которые могут мешать ребенку развиваться.
Занятия со специалистами клиники проводятся только по результатам обследований по протоколам клиники, которые составлены для наиболее полного анализа работы когнитивных и иных функций. От точности и полноты диагностики зависит результат занятий. Для начала занятий требуется нейропсихологическая диагностика логопеда клиники (срок давности — не более 6 месяцев до начала занятий).
Наилучший результат мы получаем, когда с ребенком работают специалисты в комплексе, потому что тогда они имеют возможность создать общую программу работы и «настроить» функции мозга в нужной последовательности. Например, сначала инструктор ЛФК вырабатывает у ребенка навыки координации и пространственные представления (лево/право, вверх/вниз), потом нейропсихолог работает с навыками саморегуляции и контроля, а следом логопед учит ребенка писать и произносить звуки. Пример несколько упрощенный, но показывает необходимую последовательность и готовность мозга к занятиям.
От общей координации движений и саморегуляции зависит, как будет ребенок писать, сможет ли сидеть за партой целый урок, будет ли совершать ошибки и менять буквы местами и т.д. Мы часто наблюдаем, что даже у детей, занимающихся спортом, есть нарушения моторного развития и координации. Причина этого лежит в особенностях ранних этапов развития ребенка и скорректировать работу этих зон мозга занятия спортом не в силах.
Комплексный подход, который мы практикуем, учитывает, что ребенок проходит этапы психомоторного (то есть психологического и двигательного) развития в определенной последовательности. Значит, и активизировать функции мозга нужно в такой же последовательности. Эти законы физиологии знают наши неврологи, нейропсихологии и логопеды.
Это примерно, как разучивание звуков: сначала ребенок узнает звук, потом складывает из него слоги («ма-ма»), а следом предложения. Этот процесс может быть незаметен, когда ребенок начинает повторять словосочетания, но если бы он заранее не научился узнавать звук, у него бы не получилось повторить слово.
Занятия с нейропсихологом построены на принципах онтогенеза и классических подходов нейропсихологии. В лечении нарушений развития и поведения мы отдаем предпочтение двигательным методам, которые не имеют противопоказаний и активизируют все умственные и психические функции.
Формат проведения занятии по нейрокоррекции
Мы проводим занятия, руководствуясь методами известных и заслуженных ученых:
-
«Нейропсихологическая психокоррекция» (М.Е.Сандомирский, Е.С.Лебедева)
-
«Метод замещающего онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов)
Занятия проводятся индивидуально.
Классический курс нейрокоррекции включает несколько этапов:
Психомоторная коррекция
Специальные упражнения активизируют зоны мозга в той же последовательности, в которой они развиваются во время родов и в период раннего развития. Мы восполняем тот сбой в программе, который произошел в раннем детстве. Таким образом, мы формируем новые нейронные связи и запускаем процесс правильного развития всех функций.
Упражнения запускают такие функции, как эмоции, восприятие, память, саморегуляция, то есть создают базу для формирования навыков речи, письма, чтения, логики, коммуникации и др. Для достижения максимального эффекта дома необходимо повторять упражнения ежедневно. Выполнять их нужно четко и последовательно, совместно с ребенком, так как сам он их правильно не выполнит, и эффекта не последует.
Важно, что нейрокоррекция не заменяет физическую нагрузку на занятиях ЛФК, цель которых — развитие координации, равновесия, мышечной силы и выносливости, укрепление мышцы спины, улучшение тонуса. В совокупности занятия ЛФК и нейрокоррекция дают более быстрый, выраженный и устойчивый результат.
Правильность выполнения упражнений по растяжке, дыханию, самомассажу, релаксации на этом этапе очень важна, ведь это закладывает основу для формирования необходимых навыков на следующем этапе.
С виду упражнения могут показаться простыми, но их механизм основан на физиологическом развитии мозга. Приведем пример механизма глазодвигательных упражнений. В мозге многие процессы тесно связаны: ядра черепных нервов (глазодвигательных, языковых) находятся в центрах, отвечающих за энергию в мозге. У многих детей эти структуры к моменту родов не созревают, и ребенок не способен на 100% освоить навыки письма, чтения, не может регулировать свои движения и действия. Упражнения с глазами и языком повышают энергетический потенциал мозга, давая ему больше сил для коррекции функций.
При прекращении занятий на этом этапе или значительных перерывах следующий этап не даст нужных результатов.
Формирование речи
По рисунку видно, как много центров головного мозга должны правильно работать, чтобы ребенок говорил. Задача невролога и нейропсихолога — развить нейронные связи между этими центрами и «запустить» процесс формирования необходимых функций. К сожалению, лекарственными средствами невозможно заставить мозг работать — ими можно лишь помочь ему. Формирование функций достигается только путем тренировки.
Коррекция когнитивных функций
На базе развитых процессов работы головного мозга мы начинаем формировать («воссоздавать») конкретные когнитивные функции, которые нарушены. Эти занятия уже включают специальные задания, игры и тренажеры. В Клинике неврологии мы используем более 200 различных пособий и материалов.
Развитие эмоционально-волевой сферы
Финальная стадия, которая развивает у ребенка навыки коммуникации, учит правильно реагировать на эмоции и понимать, что он чувствует. Нейропсихолог продолжает работать с навыками регуляции поведения и эмоционального состояния. Этот этап индивидуален у каждого ребенка.
При наличии комплексных нарушений нейропсихологическая коррекция сочетается занятиями с психологом, логопедом, инструктором лечебной физкультуры.
К сожалению, сегодня большинство детей имеют факторы риска и заболевания, которые нарушают работу нервной системы. Мы видим много детей с речевыми нарушениями, сосудистыми заболеваниями, сниженным иммунитетом, болезнями ЖКТ, повышенной возбудимостью, осложнениями, полученными во время беременности и родов, при рождении с помощь ЭКО, проблемами при обучении, неврозами, тиками и энурезом. К этому всему стоит прибавить огромные нагрузки в школе, спорное влияние гаджетов на здоровье и развитие. Эти и многие другие проблемы мешают ребенку реализовать все его таланты и возможности.
Курс нейрокоррекции основан на стимулировании естественных ресурсов ребенка , помогает восполнить пробелы в развитии мозга и помочь ребенку стать успешным, а родителям спокойными за его будущее.
Мозжечковая стимуляция обязательно входит в нейропсихологические программы при:
-
нарушениях психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
-
нарушениях памяти и внимания
-
задержках речевого и психического развития
-
заикании, логоневрозе, запинках в речи, тиках, навязчивых движениях
-
гиперактивности, неусидчивости или медлительности
-
несформированности пространственных представлений (не знает, где лево или право)
-
быстрой утомляемости и низкой работоспособности
-
проблемах при письме, чтении и счете.
Мозжечковая стимуляция проводится с использованием баланс-оборудования, доски Бильгоу или БОС-тренажера.
Занятия по нейрокоррекции с использованием мозжечковой стимуляции на БОС-тренажере «Стабилоплатформа» доступны с 5-6 лет и длится 45-50 минут в зависимости от возможностей ребенка.
Как записаться?
Для комплексного прохождения курсов лечения и коррекции в Клинике неврологии запишитесь на первичную диагностику.
По телефону +7(342)270-13-17 администраторы ответят на ваши вопросы, помогут выбрать удобное время для записи.
Услуги платные. Для оплаты некоторых видов занятий возможно использование материнского капитала — пожалуйста, уточните это при оформлении услуг. Мы принимаем пациентов из Перми и других городов.
Специалисты
- подготовка подробного письменного заключения, выдается через 7 дней после проведения диагностики,
- однократная консультация родителей по результатам (до 30 мин.), требуется предварительная запись, возможно дистанционное проведение.
Услуги
Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
На биохимическом уровне движение стимулирует выработку нейротропинов – биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.
Научные исследования показали, что в процессе таких двигательных тренировок, которые улучшают устойчивость и равновесие, меняется электрическая активность головного мозга в лобных областях мозга. Другими словами, стимуляция мозжечка позитивно влияет на психические функции. Поэтому такие тренировки показаны не только детям и взрослым с проблемами опорно-двигательного аппарата, но и при когнитивных нарушениях: памяти, внимания и других функций.