Адаптивная физическая культура (АФК) – это направление физической культуры, разрабатывающее принципы работы с людьми с особыми возможностями здоровья и инвалидностью. В занятиях АФК используется большое количество форм организации двигательной активности ребенка и родителей. Тренировки включают игровой метод и призваны мотивировать человека к социальной и двигательной активности, коммуникации, привить дисциплину и необходимые навыки для жизнедеятельности.
Методы АФК тесно связаны с лечебной физической культурой и часто включаются в занятие ЛФК в зависимости от особенностей и целей каждого пациента.
Задачи адаптивной физической культуры
1. Оздоровительные.
Оздоровительные задачи адаптивной физической культуры направлены на укрепление здоровья ребенка. В тренировках учитываются индивидуальные особенности ребёнка с целью предупреждения негативных воздействий. Укрепление здоровья способствует повышению устойчивости организма к вредным воздействиям окружающей среды и значительному увеличению работоспособности. Физические упражнения способствуют укреплению иммунитета, что важно детям с особенностями развития (частое перенесение вирусных заболеваний может вызывать снижение когнитивных функций). Адаптивная физическая культура способствует повышению не только физической, но и умственной работоспособности.
Благодаря АФК мы укрепляем опорно-двигательный аппарат, формируем правильную осанку, укрепляем мышцы всего тела, повышаем сопротивляемость организма к воздействию негативных условий внешней среды, повышаем функциональные возможности вегетативных органов и систем. Благодаря физическим упражнениям развиваются органы дыхания, что способствует развитию речи, улучшается кровообращение всего организма и головного мозга, в частности, что помогает развитию умственных способностей ребенка.
2. Образовательные.
Образовательные задачи АФК включают в себя формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков, координацию движений, а также создание устойчивого интереса к занятиям АФК.
3. Воспитательные.
Воспитательные задачи АФК включают в себя воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.) и содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Занятия АФК развивают дисциплину, ребенок учится слушать педагога, выполнять его задания последовательно и правильно. АФК готовит ребенка к школе и к занятиям спортом.
4. Психолого-коррекционные задачи.
В курсе АФК могут быть поставлены задачи, связанные с психологическими особенностями ребенка и семьи в целом, для чего к занятию привлекаются родители ребенка. Например, в ходе совместных тренировок можно наладить коммуникацию между ребенком и родителем, привлечь семью к физическому воспитанию ребенка. Совместные занятия с родителями или братьями/сестрами способствуют укреплению и сплочению всей семьи.
Часто возникают конфликты между детьми в семье, один из которых имеет особенности развития. Совместные занятия помогают здоровому ребенку понять и принять особенности брата/сестры, улучшить их взаимоотношения и коммуникацию.
5. Компенсация двигательных и ментальных особенностей ребенка.
Ребенок с особенностями развития имеет особое строение органов и тканей, опорно-двигательного аппарата или головного мозга. В связи с этим, какие-то движения могут быть ребенку недоступны. Задача АФК - научить ребенка выполнять различные движения с учетом его особенностей (ходьба, бег, прыжки, лазание и т.д.), без вреда для опорно-двигательного аппарата, чтобы обеспечить ему максимально полную реализацию своих возможностей.
У ребенка могут быть нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.
В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.). При нарушении каких-то функций важно проводить профилактику вторичных нарушений: например, если ребенок передвигается на инвалидной коляске, то важно работать с его спиной и ногами, которые страдают от гиподинамии, нарушения кроовообращения и т.д.
В итоге, мы определяем цель АФК - подготовить организм ребенка к активной жизни: бытовое самообслуживание, развитие учебных навыков, физическое развитие, возможность заниматься хобби, будущее получение профессии.
В Клинике неврологии методы ЛФК и АФК, как правило, используются в рамках одного занятия с ребенком, они тесно взаимосвязаны между собой и не разделяются как разные услуги.
Какие бывают методы АФК?
Программа занятий для каждого ребенка разрабатывается и корректируется только индивидуального в зависимости от его особенностей (не бывает двух одинаковых детей даже с одним диагнозом), его интересов (любит Гарри Поттера или Дюймовочку), динамики развития и коммуникационных способностей.
Самым эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы у детей является игра. Именно на основе игр строятся занятия АФК, чтобы заинтересовать ребенка и замотивировать на развитие и познание. Инструктор пробует разные подходы и методы, чтобы подобрать максимально интересную для ребенка форму занятия, корректирует программу по ходу развития и знакомства с малышом.
В системе АФК разработано множество игр с использованием различного инвентаря при различных заболеваниях:
-
подвижные игры для слепых и слабовидящих;
-
подвижные игры для глухих и слабослышащих;
-
подвижные игры для умственно отсталых;
-
подвижные игры для детей с нарушениями речи;
-
подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ампутантов);
-
подвижные игры для детей, имеющих ДЦП.
-
подвижные игры с ходьбой и бегом;
-
подвижные игры с прыжками;
-
подвижные игры с метанием;
-
подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезанием;
-
подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;
-
подвижные игры с различными предметами.
-
развитие скоростных способностей;
-
развитие скоростно-силовых способностей;
-
развитие силовых способностей;
-
развитие координационных способностей.
Нагрузка также обязательно дозируется, она должна быть адекватна возможностям ребенка с учетом планомерного повышения нагрузки:
-
подвижные игры малой психофизической нагрузки;
-
подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;
-
подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;
-
подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки.
В зависимости от индивидуальных двигательных и психических особенностей, игры могут быть направлены на разные функции головного мозга:
-
подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприятия (холодный – теплый), величин (большой – маленький), фактуры предметов (твердый – мягкий, гладкий – шероховатый), геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия пространственных отношений (вверх – вниз, вправо – влево, впереди – сзади, по отношению к себе и другим);
-
подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам, произвольное конструирование и по образцу;
-
развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоминание правил игры, последовательности действий, речитативов, названий инвентаря, частей тела и пр.;
-
развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифференциация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение активного словаря, способности словообразования, подбор признаков к предметам и др.;
-
закрепление элементарных математических представлений о числе и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориентировании в числовом ряду, сравнение количеств и т.п.
-
расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка), птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, растительным миром (деревья, цветы, овощи);
-
формирование общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т.п.).
Специалисты
- 1
- 2