Если у ребенка есть неврологическое заболевание – это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.
Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.
На биохимическом уровне движение стимулирует выработку нейротропинов – биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними.
Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций.
Лечебная и адаптивная физкультура играет немаловажную роль в комплексном развитии детей с ОВЗ и включена во все международные стандарты лечения и развития таких детей. Чему способствует ЛФК и АФК?
-
Укреплению здоровья
-
Улучшению психологического состояние
-
Обогащается восприятие
-
Активизируется память и внимание
-
Формируются правильные двигательные стереотипы
-
Простраиваются пространственно-временные отношения со средой
-
Ребенок начинает лучше чувствовать свое тело
-
Происходит снятие телесных напряжений
-
Развитие невербальных компонентов общения
-
Расширяются двигательные способности
-
Помогает скорректировать самооценку
Помимо специальных целей для детей с нарушениями развития, ЛФК также как и у здоровых детей способствует:
-
Гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата
-
Правильному формированию осанки и ее коррекции
-
Укреплению мышц
-
Развитию силы и выносливости, улучшают координацию движений
-
Укрепление иммунитета
-
Снижение восприимчивости организма к возбудителям различных заболеваний
-
Быстрой адаптации к школьным нагрузкам
-
Нормализация работы организма
-
Улучшение аппетита и сна
-
Положительно влияет на работу дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем
Возрастные периоды детей и цели ЛФК
-
До 1 года - Своевременно формируются двигательные и речевые навыки, правильно развивается тело
-
Детей дошкольного возраста занятия подготовят к школьным нагрузкам, помогут избежать переутомления и справиться со стрессами
-
Школьного возраста
• Младший школьный: возраст ЛФК способствует укреплению мускулатуры, а также тренируются отдельные мышцы и суставы, формируется правильная осанка.
• У школьников средних классов: профилактика ожирения и утомления
• Старший школьный возраст: процесс формирования организма практически завершён. ЛФК направлена на то, чтобы подготовить молодых людей к нагрузкам во взрослой жизни.
В Клинике неврологии проводятся занятия ЛФК с малышами от 1 года.
Как проводятся занятия в Клинике неврологии?
Занятия проводятся индивидуально в залах, оснащенных гимнастически оборудованием, силовыми тренажерами, баланс-оборудованием. Весь инвентарь полностью обрабатывается перед каждым пациентом.
Основные методы, которые мы используем с детьми:
-
Игровой метод
-
Лечебная гимнастика, ОРУ, дыхательными упражнениями, упражнения с дополнительным инвентарем, специальные упражнения (упражнения связанные с заболеванием)
-
Стречинг
-
Нейрогимнастика
-
Силовой тренинг
Упражнения, которые включаем в рамках наших занятий:
-
Упражнений лечебной, общей и специальной физической подготовки: суставная разминка и общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря (мяч, гимнастическая палка, конусы, барьеры, степы, фитболы, балансировочные поверхности, массажные мячи)
-
Циклические упражнения: ходьба и бег в легком темпе по дорожке.
-
Упражнения на координацию: на твердой опоре, на неустойчивой опоре: на балансировочной подушке, полусферах, доске Бильгоу; упражнения на тренажерах с БОС.
Нейрогимнастика на занятиях ЛФК и АФК
Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипотонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).
На занятиях ЛФК мы включаем нейрогимнастические упражнение такие как:
-
дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом;
-
растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже.
- упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
- упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядомв головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк.
- упражнения на развитие ловкости и координации движений;
- упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.
На занятиях ребенок повторяет движения инструктора, играет в паре в мяч, учится подстраиваться и координировать свои движения в зависимости от движений партнера - все это тренирует основы успешной коммуникации, что очень полезно для детей с РАС, например.
Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений, – все это развивает концентрацию и произвольность внимания, которая так необходима детям с РАС, ЗПР и СДВГ, СДВ.
О роли нейрогимнастики рассказывает нейропсихолог Людмила Кремлева и инструктор ЛФК Алена Созыкина
На занятиях ЛФК дети активно двигаются, что улучшает и физическое состояние ребенка – улучшается кровообращение, в том числе и кровоснабжение мозга, хорошо вентилируются лёгкие и насыщают мозг кислородом. Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни – это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.
Упражнения на координацию движений (в том числе и мозжечковая стимуляция) улучшают функции мозжечка, который и страдает при РАС.
По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление – все это влияет на нашу иммунную систему.
Таким образом, ЛФК с нейрогимнастикой способствует улучшению психического и физического развития детей.