Что такое РАС (расстройство аутистического спектра)?
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. Что важно?- эти общие черты проявляются во ВСЕХ СИТУАЦИЯХ жизни ребенка (не только в детском саду, к примеру, но и в песочнице).
- они могут отличаться по степени выраженности (один ребенок может уметь говорить, а другой нет)
- в большинстве случаев развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни (в международных источниках есть данные о том, что по ряду признаков РАС может заподозрить уже в 1 год при внимательном обследовании)
- наблюдается отставание и задержка в развитии разных психических функций и социально-коммуникативных навыков.
Почему у ребенка РАС?
Большинство теорий предполагает, что развитие РАС связано с нарушением процесса созревания центральной нервной системы и, как следствие, искажением процесса нормального развития психических функций. Ученые установили, что у детей с РАС избыточное количество синаптических связей и увеличен размер головного мозга в первые годы жизни. Это может привести к нарушению формирования специфических связей междуключевыми областями мозга, в частности отвечающими за социальное и коммуникативное развитие.
Есть данные, что у детей с РАС изменения в строении нейронов головного мозга и работы нейротрансмиттеров: повышенный уровень серотонина и дисбаланс процессов торможения и возбуждения нейронных сетей, связанный с функционированием ГАМК-рецепторов. РАС с позиции нейробиологии – реорганизация мозга, ускоренное развитие мозга в раннем возрасте, дезорганизации внутримозговых связей, усиление локальных связей, ослабление связей в целом. Биологические различия РАС очень важны - это разная структура нарушенного развития, соответственно, разные подходы к коррекционному обучению. Чтобы установить структуру нарушения мы используем углубленную нозологическую нейропсихологическую диагностику, с помощью которой определяем подтип РАС.
Key social reward circuit in the brain impaired in kids with autism, Stanford Medicine, July 16, 2018 - By Erin Digitale
В чем главный принцип работы с ребенком с РАС?
Сложность работы с РАС и заключается в многофакторности симптомов и проявлений, сменой концепций и подходов к лечению, этнических и культурных особенностей людей в разных странах, что влияет на то, как оценивать диагностические критерии у разных детей. К примеру, политика в США по отношению к диагностике РАС: общая задержка развития или нарушения речевых навыков уже приводят к постановке диагноза РАС. В Индии же речевые нарушения могут не быть включенными в диагностические критерии - мальчики приобретают речевые навыки позже девочек. Во многих азиатских культурах прямой зрительный контакт со взрослыми - признак неуважения, отсутствие прямого зрительного контакта как диагностический критерий может быть не замечен и диагноз может быть не поставлен или поставлен поздно. Таким образом, и полностью перенимать иностранные шкалы и методики оценки без серьезной и осмысленной адаптации нельзя.В первую очередь, мы должны установить не только тип расстройства аутистического спектра, но и его и подтип. Каждый ребенок с РАС очень индивидуален, и даже дети с одним подтипом РАС могут иметь множество индивидуальных особенностей. Для диагностики подтипа РАС и определения коррекционного маршрута мы проводим углубленную диагностику и консилиум по каждому пациенту после прохождения всех диагностик перед началом коррекции:
- нейропсихологическая диагностика (с 2 лет)
- патопсихологическая диагностика (с 4-5 лет)
- логопедическая диагностика (с 6 месяцев)
- дефектологическая диагностика (с 6 месяцев)
- консультация невролога
- консультация и постоянное сопровождение врача физической и реабилитационной медицины
- консультация психиатра (как правило, с 3-х лет)
- тест Векслера (при необходимости, обычно у школьников)
Важное значение мы придаем результатам нейропсихологической диагностики ребенка, и всегда проводим ее по определенному стандарту. Нами проводится синдромный (факторный) анализ, разработанный основателем отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия и его учениками. В XX веке эти ученые исследовали структуры головного мозга при помощи набора методик. Такой подход был принят во всем мире.
Нейропсихология, как наука о мозговой организации психики, позволяет адекватно подойти к решению многих самых разнообразных проблем, поскольку она изучает и описывает, что происходит в головном мозге, когда мы говорим, думаем, чувствуем, проявляем себя тем или иным образом и т.д. Во время нейропсихологической диагностики становится возможным выявить индивидуальные особенностей работы мозга конкретного человека, вплоть до нарушения той или иной функции.
Отличие нейропсихологической диагностики от иных психологических методов обследования состоит в указании на анатомические координаты в структурах мозга, отвечающих за ту или иную функцию. Именно это дает возможность после проведенной диагностики прицельно выбирать "мишень воздействия" и работать не со следствием, а непосредственно с причиной возникшей проблемы. Это обследование дает возможность описать взаимосвязи между психическими функциями человека и его мозговыми структурами. Благодаря ему невролог и психиатр могут поставить точный диагноз и разработать программу лечения.
РАС и вакцинация
Современные эпидемиологические данные достоверно указывают на отсутствие причинно-следственной ассоциации между возникновением РАС и вакциной от кори, паротита и краснухи. Не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска, братьев и сестер детей с РАС.В соответствии с официальным документом ВОЗ, РАС встречаются у 1 из 160 детей. Многие отмечают "эпидемию аутизма" в последние годы, но обширные исследования говорят не о росте случаев РАС, а об изменении диагностических критериев, повышение доступности диагностики для большего количества людей и увеличением осведомленности о РАС.
"Красные флажки" РАС у ребенка:
Врачи и педагоги всего мира отмечают, что при любой форме РАС ранняя диагностика и ранняя помощь позволяют максимально помочь ребенку в адаптации, и при обращении в 2-3 года у нас есть очень высокие шансы отправить ребенка в общеобразовательную школу (при постоянной работе на протяжении 4-5 лет, и далее сопровождении в школе).Первыми могут заметить тревожные симптомы (которые по отдельности не обязательно говорят об аутизме!) родители, педиатр, невролог на периодических осмотрах и педагоги детских садов. Для вас мы собрали памятку с особенностями, на которые стоит обратить внимание у ребенка от 1 года до 3 лет.
- Нет указательного жеста к 1 году: малыш использует его, чтобы попросить предмет или привлечь внимание, или спросить «что это?»
- Нет лепета к 1 году: малыш говорит звуки ба-ба, да-да, па-па, он должен смотреть на кого-то пока лепечет и играть в «перекличку» - повторять звуки лепета за взрослым по очереди.
- Не показывает предметы взрослому: как будто говорит «посмотри на это».
- Не использует жесты: к 1 году малыш не поднимает ручки, чтобы его взяли на руки; не машет «пока-пока», «нет», качая головой.
- Не разделяет удовольствие с другим человеком: малыш не получает удовольствия от взаимодействия с другим человеком, редко улыбается и смеется, когда играет с мамой.
- Повторяющиеся действия или движения (перебирание пальцев, раскачивание).
- Нет или очень короткий контакт «глаза в глаза» во время игры и коммуникации с мамой/папой.
- Не следует за указательным жестом взрослого: к 1 году малыш не смотрит в том направлении, куда указывает взрослый.
- Проявляет больший интерес к предметам, чем к людям. Может долго смотреть и вертеть в руках один предмет.
- Ограниченно играет с игрушками: малыш любит ограниченное количество игрушек, играет с частями игрушек (крутит колеса у машины).
- Не копирует действия или звуки, которые делает взрослый.
- Не отвечает, когда зовут по имени.
Многие родители не обращаются к неврологу или не говорят о каких-то симптомах, как бы ограждая себя от диагноза аутизм. Они уговаривают себя, что это не нарушение, что просто ребенок особенный, с характером и т.д. Вам страшно - и это нормально! Мы понимаем, что переживает семья с ребенком с РАС.
Но! Пройти диагностику и убедиться, что это НЕ РАС, значит снять все страхи и гнет над семьей этого "страшного" слова. К слову, в 30-40% случаев в нашей клинике мы ставим РАС под вопросом, начинаем коррекционную программу и через 1-2 года снимаем этот диагноз. Почему так происходит?
РАС - это мнофакторное заболевание, которое проявляется очень по-разному, для окончательного диагноза важно длительное наблюдение ребенка в разных ситуациях в течение 3-6 месяцев, и важна динамика занятий, особенно в раннем возрасте: к примеру, в первую встречу с логопедом или неврологом ребенок может не пойти на контакт из-за множества факторов, начиная от плохого настроения, заканчивая нарушениями поведения.
Что делать, если у ребенка все же РАС?
Если нарушения действительно есть, важно начать работу по их коррекции, а родителям нужно научиться взаимодействовать с ребенком, исходя из его особенностей развития. Когда все: мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры - поймут особенности малыша и как с ним общаться, жизнь всей семьи станет комфортнее. Ведь если малыш родился без ручки (да, так бывает, к сожалению), мы же с раннего возраста будем адаптировать его к этому или к протезу руки. Точно также с ребенком с РАС: мы должны научиться взаимодействовать с ним безопасно и адекватно его особенностям, помогая ему, а не ругая.
Самый частый вопрос: к кому первому обращаться при этих красных флажках? В нашей клинике научную работу по аутизму ведет невролог и врач физической и реабилитационной медицины Пахтусова Наталья Александровна совместно с психиатрами, нейропсихологами, клиническими психологами, логопедами-дефектологами и специалистами в области АФК.
Почему важно ранее начало работы с РАС (как и с любым расстройством развития)?
Общеизвестный в науке и медицине факт развития головного мозга и нейронных связей (точнее их частей - синапсов, которые по сути отвечают за приобретение знаний и навыков ребенком): до 2 лет они растут с невероятной скоростью, маленький ребенок очень быстро осваивает все. Вспомните, как дети учатся говорить, и сколько сил нужно взрослому человеку, чтобы выучить новый язык. В среднем после 4 лет происходит синаптическая обрезка, мозг систематизирует накопленные знания и "обрезает" лишние синапсы, которые не используются. Поэтому рисунок синапсов дошкольника уже другой: нейронных связей меньше, но они более структурированы. На этом свойстве основаны сложности обучения "детей-маугли" или детей из неблагополучных семей, которые до 5-6 лет не получали необходимого опыта - часть функций, которые должны были быть заложены до 4 лет, уже не будут им доступны (часто это речь).
Сформировать новые нейронные связи (если ребенок начал заниматься только к 5 годам!) крайне сложный и длительный процесс, нежели развитие существующих на стадии формирования (в 2-3 года). Поэтому даже если ребенку еще не поставлен диагноз РАС, но есть симптомы задержки развития, нужна начинать заниматься и ликвидировать текущие нарушения, приводя развитие в норму, пока мозг наиболее пластичен. В таком случае, серьезные последствия врожденных нарушений могут и не наступить.
Какие методы мы используем в работе?
Согласно действующим клиническим рекомендациям Минздрава РФ специфических методов медицинской реабилитации РАС в настоящее время не существует. Современные научные данные не позволяют предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС, - постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов. Именно данный подход мы используем и сочетаем различные методы, исходя из индивидуальных возможностей и нарушений каждого ребенка.
Основной принцип любой коррекции - опора на самые сохранные функции (и важно сначала их определить, и с помощью них развивать остальные).
В настоящий момент в научном сообществе не существует единой общепринятой классификации вмешательств и однозначности в понимании терминов, используемых для обозначения вмешательств и их групп. Часто один и тот же термин используется в совершенно разных значениях. Также одни вмешательства могут являться составной частью других, что делает бессмысленным их сравнение друг с другом. Поэтому часто одни и те же занятия по существу в разных центрах называются по разному.
В настоящий момент не одобрено ни одного лекарственного препарата, способного влиять на ключевые симптомы РАС. Основные методы лечения РАС носят преимущественно немедикаментозный характер и включают поведенческие, образовательные и психологические вмешательства. Вместе с тем фармакологические средства могут быть эффективными при лечении коморбидных расстройств (к примеру, агрессии у ребенка).
Какие группы методов мы используем:
- нейропсихологические и психологические методы работы, включая классическую нейрокоррекцию, сенсорную интеграцию, когнитивные тренировки, программу баламетрикс и многие другие практики, имеющие научное подтверждение.
- логопедическая коррекция, включая логопедическую ритмику, приемы ранней логопедической помощи, логопедический массаж при наличии речевых нарушений у ребенка с РАС.
- дефектологическая коррекция, направленная на развитие учебных навыков, обязательна для всех детей с РАС с целью подготовки их к детскому саду, школе и обычной жизни. Программа дефектолога строится на базе сформированных в ходе занятий нейропсихологом функций головного мозга. Дефектологическая коррекция крайне важна для детей уже обучающихся в школе, так как детям с РАС часто сложно самостоятельно осваивать школьную программу из-за особенностей развития головного мозга. Нарушения восприятия или внимания накапливают эти "пробелы" как снежный ком, в конце концов, формируя школьную неуспешность, социальную изоляцию, девиантное поведение у ребенка, нежелание учиться. Важно постоянно сопровождать ребенка , чтобы учеба была для него успешной и интересной.
- адаптивная и/или лечебная физическая культура - научно-доказанный метод коррекции многих проявлений аутизма, задачами АФК для ребенка с РАС является: улучшение концентрации внимание, следование инструкциям, улучшение поведение и мотивации к занятиям, развитие навыков самоконтроля и снижение нежелательного поведения, снижение стереотипных движений. Помимо прочего, установлена связь между развитием речи и развитием моторных навыков и моторного контроля у всех детей (развитие когнитивных функций всегда связано с развитием моторики)
- эрготерапия - обучение бытовым навыкам (одевание, прием пищи, гигиенические навыки и др.), которые часто требуют длительного обучения у ребенка с РАС, но значительно облегчает уход за таким малышом в будущем для родителей.
- технологии с биологической обратной связью (БОС) по разным программам и способам воздействия значительно ускоряют коррекционный процесс, делая его целенаправленным и воздействуя на конкретные центры головного мозга (БОС по ЭЭГ, БОС по опорной реакции, БОС-РИТМ и др.)
- методы физиотерапии как вспомогательные, исследования которых подтверждают влияние на те или симптомы РАС и сопутствующие им состояния (например, синдром гиперактивности, энурез, нарушения поведения и др.), мы используем транскраниальную и трансвертебральную микрополяризацию (ТКМП).
Внутри каждого методы существует множество методик, в подборе и адаптации которых к каждому ребенку и заключается результативность работы. Важна координация работы врача физической и реабилитационной медицины (с 2022 года именно эти специалисты руководят мультидисциплинарной реабилитационной бригадой, которая занимается комплексной программой любого пациента с серьезными нарушениями здоровья), постановка единых целей у команды и коррекция программы для постоянного повышения ее эффективности - ведь каждый ребенок дает "свой ответ" на применяемые методы.
Главная задача для нас - отправить ребенка в школу и дать ему профессию. Со многими детьми мы идем к этому 3-4 года, но добиваемся результата.
Результаты работы с детьми с РАС на примере клинического случая
Для достижения эффекта в одной команде должны работать нейропсихолог, логопед, инструктор ЛФК/АФК и, конечно, невролог с психиатром, т.к. нарушения необходимо корректировать комплексно разными методами параллельно. Мы применяем и вспомогательные процедуры БАК и ТКМП, БОС-тренажеры, используем методы сенсорной интеграции, песочной терапии, арт-терапии и многие другие. Программами развития руководит невролог, кандидат медицинских наук, врач физической и реабилитационной медицины с 30-летним стажем Наталья Александровна Пахтусова.РАС - комплексное нарушение развития, работа с ним до достижения значимого результата - всегда длительный процесс. Расскажем на примере
одного из наших малышей, клинический случай которого был одним из самых продолжительных в клинике и описан нами в престижном журнале "Аутизм и нарушения развития" (первое специализированное издание в России по проблемам аутизма)
Мальчик 2015 года рождения
Жалобы: задержка речевого развития (произносит звуки и несколько слогов), нарушение поведения (неусидчивость, гиперактивность), стереотипные движения, несформированность гигиенических навыков, боязнь громких звуков, отсутствие указательного жеста, зрительного контакта. Перинатальный анамнез: осложненная беременность - токсикоз, гестационный сахарный диабет, кровотечение, 2 физиологические роды, неблагоприятный наследственный анамнез – первый ребенок с тяжелой умственной отсталостью. На задержку речевого развития родители обратили внимание в год и два месяца. Занятия с логопедом в течение последующих шести месяцев не принесли результата. Назначаемые курсы ноотропной терапии не влияли на процесс речевого развития, вызвали побочные эффекты в виде усиления возбудимости и нарушений сна.
В двухлетнем возрасте ребенок пошел в детский сад, трудности адаптации в виде выраженных протестных реакций вынудили родителей временно отказаться от посещения детского коллектива. В дальнейшем появились стереотипные движения. Консультация психиатра в возрасте 3,5 лет (без дополнительных углубленных исследований), диагностирована задержка психоречевого развития, аутистический синдром.
По результату нейропсихологической диагностики в Клинике неврологии:
Сильная сторона психической деятельности - тонизация психической активности (основа для реабилитации). Психическое развитие не соответствовало возрасту в грубой степени (психологический синдром искаженного развития по эволютивному типу, в структуре дефекта первично - снижение регуляторных функций. Во всех трех блоках мозга первично отмечались дефекты:
- первый блок (нейродинамический фактор)
- второй блок (слуховой и кинестетический факторы)
- третий блок (фактор программирования, регуляции и контроля)
На основании обследования были поставлены цели каждого вида занятий в рамках единой стратегии.
Цели нейропсихологической коррекции
повышение эффективности коммуникации (продуктивная коммуникация на жестовом и предметном уровне, стимуляция речевой коммуникации).Развитие произвольности психической деятельности: целенаправленное взаимодействие с предметами более 3-х минут, удержание рабочей позы в течение 5 минут, контроль выполняемой деятельности и сличение ее результатов с поставленной целью, усвоение и выполнение простых инструкций. развитие сенсорной и когнитивной сферы: коррекция слуховой чувствительности (гиперчувствительность) – снижение количества негативных реакций на слуховые стимулы, разнообразие сенсорного опыта, дифференциация предметов по форме. |
Цели дефектологической коррекции
развитие бытовых навыков самообслуживания: самостоятельное посещение туалета, умывание, причесывание прием пищи за столом, умение пользоваться столовыми приборами, одевание | Результаты | |||
за 2 недели | через 1 месяц | через 1 год | |||
За 2 недели занятий в группе ребенок стал проявлять интерес и подходить не только к основному педагогу (логопеду), но и к другим педагогам и сотрудникам, даже после непродолжительного нахождения в одном помещении (подходит и обнимает человека, гладит и трогает). | Уже через 1 месяц занятий уменьшилась жестовая артикуляция, малыш перестал убегать с занятий, не плакал. Научился пользоваться карандашом, выполняет штрихи, заинтересовался красками. На занятиях ЛФК малыш стал заниматься вместе с другими детьми, выполнял те же упражнения, повторял движения. | Понимает указания педагога и задания, например: «Сначала собери картинки, потом возьмешь другую игру». Эмоционально реагировал на знакомые попевки и музыкальные композиции. Появился большой интерес к книгам, регулярно выбирал книгу о животных, не хотел с ней расставаться. | Если кто-нибудь пытался ее забрать, отстаивал свои права криком, а не кусался, как это бывало год назад. Уже лучше включается в задания, появилось много любимых игр, стал решать более сложные задачи.Начал узнавать начертание своего имени, узнает буквы. На групповых занятиях ЛФК самостоятельно пошел на контакт с другим мальчиком, взял за руку, и дети стали кружится вместе. | ||
Цели адаптивной физической культуры
| Цели логопедической коррекции
| Далее в течение 3 месяцев ребенок стад посещать занятия более интенсивно, 3 раза в неделю (нейрокоррекция, логокоррекция, ЛФК, БАК). В ходе интенсивного курса он стал более контактным, обнимает и целует при встрече, начал произносить слова "Идем, идем", "Пока", научился прыгать на одной ножке, стал более ловким, выносливым, более четко воспринимает инструкции, перестал плакать, с радостью идет на все занятия, практически исчезли хаотичные движения. через 3 года занятий в клинике с периодичностью 2-3 раза в неделю (программа корректировалась регулярно, далее была и эрготерапия, и ТКМП, и сенсорная интеграция) ребенок смог пойти в коррекционную школу с тьютором, были освоены все гигиенические навыки, в новый год малыш помог маме накрыть стол по устной команде («принеси с кухни тарелку с фруктами и поставь на стол в гостиной». Мама малыша написала нам отзыв о том, что она "впервые ощутила радость материнства" и "даже не предполагала, что ее ребенок сможет быть таким". |
- Денверская Модель раннего вмешательства (ESDM)
Данная программа раннего вмешательства для детей с аутизмом в возрасте от 12 до 48 месяцев адаптирована специально для родителей особых детей, чтобы они научились с ним общаться, играть и развивать их во всех направлениях. Подход включает ежедневные занятия и игровую терапию, которые проходят в естественной среде ребенка, то есть у него дома или в детском саду или детских центрах.
Основа подхода — внедрение возможностей для обучения в повседневную жизнь ребенка. Это гибкий подход, который может применяться в самых разных местах (дома, в детском саду или в детском центре), в различных форматах (во время индивидуальных или групповых занятий) и с разными людьми (родителями, другими членами семьи, специалистами). Специалисты также учат родителей техникам, позволяющим включать занятия в повседневную жизнь дома, и, таким образом, дети могут получать качественные возможности для обучения каждый день с утра до вечера.
Например, родители располагаются на уровне глаз ребенка во время игры на полу и пытаются привлечь к себе внимание ребенка с помощью тех предметов, например, игрушек, которые ему интересны. Этот подход основан на данных о детском развитии и в нем используют общие принципы того, как обычно дети приобретают такие навыки. Эффективность данной методики подтверждена многолетними научными исследованиями и практическими результатами.
Адаптивная физическая культура (АФК) у детей с РАС
Например, одной из целей для ребенка является развитие навыка последовательных действий, которые лежат в основе любого обучения (для письма мы берем сначала в нужную руку ручку, потом бумагу, садимся за стол, пододвигаем стул и т.д. - у детей с нормой развития это происходит как будто незаметно, детям с нарушениями этой функции требуется специальное обучение). В рамках АФК инструктор выстроит разные варианты упражнений, все из которых будут стимулировать четкую последовательность действий (делаем сначала одно, потом другое, берем мяч, потом прыгаем в кольцо.... и так много-много раз, пока в головном мозге не сформируется новая нейронная связь). При ее формирование, дефектолог, обучая письму, уже получит ребенка, умеющего делать что-то последовательно, а не хаотично берущегося за ручку/карандаш/стул и т.п.
Приведем последние научные данные:
- Показано, что аэробная физическая активность способствует улучшению концентрации внимания и учебного поведения у детей с аутизмом. Кроме того, аэробная физическая активность оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, характерные для людей с аутизмом (O’Connor, French and Henderson 2000).
- У детей с аутизмом существует взаимосвязь между развитием навыков: моторных, речевых и навыков социального взаимодействия — и академической успеваемостью (McCleery, Eliott,Sampanis and Stefanidon 2013).
- Отдельно нужно отметить, что использование аэробных физических упражнений в работе с учениками с особыми потребностями способствует уменьшению непродуктивного, агрессивного, стереотипного, самоповреждающего, разрушительного, а также полевого поведения (O’Conner et al. 2000).
- Исследователи отмечают не только высокий уровень изменений сразу же после выполнения физических упражнений, но и тот факт, что у взрослых людей с нарушениями развития уровень неадаптивного поведения возвращается к исходным показателям в течение двух недель после окончания занятий (Rosenthal-Malek and Mitchell 1997).
Методы БОС (biofeedback), как и любые методы коррекции основаны на фундаментальном свойстве головного мозга - нейропластичности. Это способность нервной системы реагировать на внутренние или внешние раздражители путем реорганизации своей структуры, связей и функций. Динамическая оптимизация физиологических функций под управлением - нервной системы на основании анализа потока мультимодальной сенсорной информации (профессор Ю.П.Данилов, Tactile Communication & Neuromodulation Laboratory (TCNL) UW- Madison, Madison, WI, USA).
Нейротерапия или нейробиуправление (neurofeedback) – это метод непосредственной тренировки мозговой активности с помощью интерфейса с какими-либо датчиками и компьютером в форме интересной игры. Такая игра помогает мозгу находить наиболее эффективные способы работы. Это неинвазивный и полностью безопасный метод, так как он основан на принципе обучения. Какие бывают тренажеры на основе метода БОС?
- БОС по сигналу ЭЭГ (нейротерапия), подробно о механизме действия этого вида нейротерапиии в отдельном разделе Основная задача: развитие навыков саморегуляции и контроля, с помощью управления своей мозговой активностью, особенно актуален у детей с РАС потом что:
- метод физиологичен: базируется на активизации и мобилизации резервов организма человека
- ребенок учится подавлять мозговые волны, которые вызывают негативные симптомы или усиливать те волны, которых не хватает
- нарушение регуляции корковой активности может быть скорректировано путем БОС
- длительное сохранение полученных навыков саморегуляции
- индивидуальный подход к проведению каждой тренировки
- высокая и доказанная эффективность.
- высокая бета активность сочетается с тревожностью, зацикленностью, обсессией (50-60%)
- высокая дельта и тета активность – невнимательность, гиперактивность, импульсивность (30-40%)
- аномальная судорожная активность у 33%
- снижение общей активности (метаболическая/токсическая) у 10%.
- правые височная и теменная область (механизмы социального и эмоционального распознавания)
Наш мозг может менять и «запоминать» характер своей активности благодаря нейропластичности – способности к изменениям мозговой деятельности под воздействием опыта. Эту способность человеческий мозг сохраняет на протяжении всей жизни, однако в детском возрасте пластичность мозга максимальна. Метод нейротерапии использует пластичность мозга для достижения сбалансированной, хорошо регулируемой мозговой активности, что обеспечивает высокую эффективность запоминания информации и освоения навыков, управление вниманием и концентрацией, быстрое преодоление стрессовых реакций, контроль за своим психоэмоциональным состоянием.
Научные данные о применении БОС по ЭЭГ при аутизме
Ученые давно начали изучать воздействие на мозг разнообразными методами обучения, а самое главное, возможность отследить результат. Нейротренажеры БОС по ЭЭГ позволяют в программе увидеть результат каждого тренинга и изменение показателей мозговой активности. К 2024 году накоплено уже достаточное количество научных исследований, подтверждающих уровень доказательности 2 (второй по иерархии) эффективности данного метода у детей с РАС. ➤Уровень доказательности (LaVaque et al. 2002; Yucha and Montgomery 2008) – 2, возможная эффективность на основании хотя бы одного клинического исследования достаточной статистической мощности с четко определенными показателями, но не рандомным.
Первые исследования начинались с детей с СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) еще 30 лет (когда о РАс только узнавали). СДВГ часто сопровождает РАС, поэтому их положительные результаты позволили применять ЭЭг-БОС у детей с РАС. Основные тезисы и результаты:
- БОС по ЭЭГ у студентов с СДВГ – повышение бета ритма: улучшение внимания, уменьшение импульсивности и гиперактивности (1976 J.Lubar)
- Увеличение IQ как результат тренинга с БОС по ЭЭГ (Linden et al. (1996).
- Результаты тренинга и воздействия на мозг медикаментами были схожими, но результаты тренинга сохранялись после его прекращения: эффект от медикаментов временный, от тренинга – длительный (Monastra et al. (2002)
- После БОС тренинга по ЭЭГ – нейрофизиологические изменения на ЭЭГ + клинические улучшения (внимание, эмоциональная регуляция, социальные навыки) (Coben and Padolsky 2007; Linden 2004).
- Neurofeedback - неинвазивный метод, показавший улучшение нейрорегуляции и мозгового метаболизма при РАС. Улучшение показателей у детей с коморбидными нарушениями: тревога, депрессия, СДВГ, интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, речевые нарушения, судорожные приступы, нарушение сна, ЖКТ, иммунитета. Отсутствие побочных эффектов. (Neurofeedback for Autistic Spectrum Disorder: A Review of the Literature Robert Coben, Michael Linden, Thomas E. Myers, 2009)
- Контрольная (3%) и основная группа: улучшение социальных взаимодействий, успеваемости, уменьшение вокализаций и тревоги, улучшение сна на основании отчетов родителей (шкалы) - 26% детей редукция симптомов РАС (Jarusiewicz (2002)).
- Контрольная и основная группа, улучшение внимания, когнитивных функций, социальных взаимодействий, коммуникативных навыков (на основе отчетов родителей + шкал + ЭЭГ). Отмечен долговременный эффект в отношении исполнительных функций и поведения (12 мес.) (Kouijzer et al. (2009).
- Редукция симптомов РАС за 20 сеансов у 40% детей с РАС на основании отчетов родителей (шкалы), нейропсихологической диагностике, когерентном анализе ЭЭГ (Coben and Padolsky (2007)).
На фото видны особенности дендритов (части нервных клеток) у детей с ментальными нарушениями. Благодаря правильному воздействию на нервные клетки может происходит синаптогенез, то есть изменение мозговых структур (дендритов, в том числе), их изменение - формирование навыка у ребенка (на рисунке мы видим много красивых отростков - именно их мы "растим" в ходе коррекционного процесса). Важно понимать, такие изменения возможны только в ходе обучения, никакая таблетка не создает новых нейронных связей и не формирует такие изменения. Лекарства, вспомогательные методы физиотерапии могут только поспособствовать процессу изменения, но без обучения этот процесс не произойдет.
Метод БОС по опорной реакции у детей с РАС (стабилоплатформа)
Метод основан на том, что головной мозг человека имеет способность сохранять вертикальное положение тела в покое и движении. Сенсорные рецепторы отправляют в мозг информацию о положении тела в пространстве. О нашей позе сигнализируют рецепторы сетчатки глаза, мышц, суставов, стоп и др. - то есть за вертикальное положение тела отвечают практически все сенсорные системы организма.
Выполняя задания на стабилоплатформе мы задействуем все сенсорные системы, которые должны работать в комплексе и синхронизированно, что всегда нарушено при РАС. Благодаря тому, что задания проходят в игровой форме, могут дополняться речевыми и интеллектуальными упражнениями, усложняться с помощью дополнительного инвентаря, программа занятий на БОС Стабилоплатформа безгранична по своим возможностям. Для нее также предусмотрен джойстик для работы с моторикой рук, а также игры в положении сидя.
При РАС возможно нарушение взаимосвязи проприоцептивной и визуальной информации при постуральном контроле и других двигательных задачах (Morris et al. 2015; Haswell et al. 2009). Один из способов улучшения постурального контроля (баланса) – установление связи между балансом и зрительным восприятием.
АВА-терапия, или прикладной анализ поведения
Мы сосредоточены на том, что ребенок он делает и чего он не делает, то есть на его поведении, которое мы можем наблюдать.Что он делает такого, что мешает ему пойти в детский сад? Например, пинает сверстников ногами. Это мешает ему находиться в детском саду. Или чего ребенок не умеет делать для того, чтобы с удовольствием гулять на площадке? Например, не может ждать своей очереди на горке, толкает других детей. Это мешает прогулке и приносит дополнительные огорчения родителям ребенка.АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире. ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение.
Очевидно, что ребенку с РАС необходима не только коррекция поведения (что является целью АВА-терапии), но и развитие речи, бытовых навыков, развитие когнитивных функций и моторики. АВА-терапия решает только задачи поведения: она не формирует речь, не развивает функции головного мозга, бытовые навыки и многое другое, поэтому мы в Клинике неврологии применяем техники АВА-терапии на всех занятиях при наличии у ребенка проблем с поведением.
При развитии же моторного контроля и занятий АФК по последним научным данным у детей снижается количество стереотипных движений, таким образом, мы видим, что все функции ребенка взаимосвязаны, и необходимо работать не только с поведением, а с поведением в комплексе со всеми другими нарушенными функциями. Поведение же, прежде всего, корректируется при помощи обучения основам АВА-терапии родителями, ведь работа с поведением - это работа 24/7.
Публикуем отзыв мамы Филиппа, который несколько лет занимался у нас в Клинике неврологии, которая описывает подробно поэтапный процесс реабилитации, который привел к отличным результатам. Мама же, по совету доктора Махони, прекрасно олицетворяет позитивный настрой и теплое отношение к ребенку и процессу лечения - чего мы желаем всем мамам детей с особенностями развития. Ваш настрой - 50% успеха!