Из неуспевающих в отличники за лето: как помочь ребёнку раскрыть потенциал и преодолеть учебные трудности.
Узнаёте эту ситуацию?
Ваш ребёнок закончил учебный год с невысокими результатами. В дневнике — тройки, замечания: «не старается», «отвлекается», «делает ошибки по невнимательности». Учителя говорят: «Способный, но ленится». Вы видите, что он быстро устаёт, не может сосредоточиться даже на простых заданиях, забывает, что только что прочитал, а почерк выглядит так, будто писалось в спешке или во время землетрясения.
При этом у него нет серьёзных диагнозов — ни СДВГ, ни дислексии, ни других явных нарушений. Но что-то мешает ему учиться легко.
Возможно, вы даже замечали:
-
Ребёнок «витает в облаках», хотя в играх или любимых занятиях может быть очень собран.
-
Задания, требующие последовательности (решение задач, пересказ), даются с трудом.
-
Память работает избирательно — мультфильмы помнит отлично, а правила по русскому — нет.
-
Мелкая моторика хромает: плохой почерк, неловкость в застёгивании пуговиц, рисовании.
Почему так происходит?
Часто причина — в незрелости определённых зон мозга, которые отвечают за внимание, память, самоконтроль и координацию. Это не болезнь, а индивидуальная особенность развития, которую можно скорректировать.
|
|
|
|
|
Что на самом деле происходит в мозге?
Мозг ребёнка — сложная система, где разные отделы должны работать согласованно. В соответствии с учением А.Р. Лурии, когнитивные функции (внимание, память, речь, движение) зависят от взаимодействия нескольких «блоков» мозга:
-
Энергетический блок (ствол мозга, ретикулярная формация) — отвечает за общий тонус, бодрствование. Если он работает слабо — ребёнок быстро устаёт, «отключается».
-
Блок приёма и переработки информации (затылочные, височные, теменные доли) — если здесь есть дисбаланс, страдают память, понимание речи, пространственное мышление.
-
Блок программирования и контроля (лобные доли) — управляет вниманием, планированием, самоконтролем. Его незрелость приводит к импульсивности, невнимательности.
Проблема кроется в двух важных нюансах:
-
Эти блоки не развиваются одинаково сильно и синхронно. Есть определенная последовательность в развитии, ведущая, помимо прочего, к усложнению доступных действий и мыслительных операций (вспомните, как развивается речь или как ребенок учится ходить, и вы получите подходящую иллюстрацию к этому тезису). Это означает, что, если предыдущий этап пройден недостаточно успешно и полно, последующий может быть ослаблен за счет этого. Определенные уровни развития «открываются» в определенном возрасте. Ускорить естественный ход созревания нельзя. «Доготовить» и усилить уже пройденные этапы можно. Залог этой возможности – в нейропластичности человеческого мозга, особенно детского мозга. Пространство для коррекции есть даже при тяжелых заболеваниях, а мы в данном контексте рассматриваем неотягощенные случаи.
-
Описанную незрелость «не увидеть глазами». Она проявляется только в сложных задачах — например, когда нужно одновременно слушать учителя, записывать и удерживать в голове последовательность действий. «По традиции» проблемы такого рода списывают на недостатки воспитания. К счастью, научные данные и практика, построенная на них, позволяют ломать традиции и заменять воспитательные и наказывающие меры на коррекционные и помогающие.
Как исправить ситуацию за лето?
Мозг пластичен, особенно в детском возрасте. За 1–1,5 месяца интенсивных занятий можно «дотянуть» отстающие функции и создать базу для успешного нового учебного года. К середине июля — началу августа уже пережит неудачный финал учебного года, уже состоялись самые яркие события каникул, ребенок отдохнул, набрался сил, наверняка, вырос… И можно попробовать «построить взлетно-посадочную полосу» для нового учебного года.
Занятия не будут напоминать уроки. Многие из них будут больше похожи на решение головоломок, интересные тренировки и даже настольные и компьютерные игры. Детям нравится!
Нейропсихологическая коррекция
Специалист выявляет слабые звенья и подбирает упражнения, которые:
-
Активируют стволовые структуры
-
Улучшают межполушарное взаимодействие
-
Тренируют лобные доли — игры на планирование, следование правилам, удержание инструкции.
Подробно о нейропсихологической диагностике в Клинике неврологии
Логопедическая работа
Даже если у ребёнка нет явных речевых проблем, слабые фонематический слух или артикуляция могут мешать:
-
Понимать сложные инструкции.
-
Грамотно писать (проявляется в том, что ребенок путает звонкие/глухие, пропускает буквы).
-
Читать бегло и осмысленно (а навык чтения влияет на успешность по всем предметам –от литературы до физики и математики! Теорию же тоже надо читать и понимать).
Подробно о логопедической работе в Клинике неврологии
Методы:
-
Артикуляционная гимнастика + дыхательные упражнения.
-
Работа с ритмом (отхлопывание слогов, проговаривание скороговорок).
-
Игры на развитие слухового внимания.
Биологическая обратная связь (БОС) — ускоренный путь к результату
БОС-технологии позволяют точечно тренировать нужные функции, используя игровые интерфейсы и оказывая индивидуальное воздействие. Ребёнок видит на экране, как именно его мозг или тело реагируют на задания, и учится осознанно управлять процессами, которые обычно происходят автоматически.
Какие методы БОС эффективны?
- ЭЭГ-БОС на концентрацию и расслабление
Ребёнок играет в компьютерную игру, управляя её персонажем силой внимания (например, шарик летит, только если он сосредоточен или, наоборот, расслаблен — зависит от тренируемого навыка). Так тренируется устойчивое внимание без перегрузки и управление эмоциональным фоном.
- Стабилоплатформа с БОС
Если ребёнок неусидчив, плохо держит осанку, «зеркалит» буквы — это может быть связано со слабым вестибулярным аппаратом и проприоцепцией. Упражнения на платформе (удержание позы, попадание в мишень) улучшают координацию и самоконтроль.
- Биоакустическая коррекция (БАК)
Мозг «слушает» свою же ЭЭГ, преобразованную в музыку, и саморегулируется. Метод мягко снижает тревожность, улучшает сон и внимание.
Почему дети любят БОС?
-
По форме это игра — нет скучных упражнений.
-
Есть мгновенная обратная связь (получилось / не получилось).
-
Виден прогресс (сегодня держал внимание 3 минуты, завтра — 5).
Что даст такой интенсив?
За 4–6 недель регулярных занятий (3–4 раза в неделю) можно добиться:
-
Улучшения концентрации — ребёнок сможет дольше удерживать внимание на задаче.
-
Развития памяти — легче запоминает правила, последовательности.
-
Повышения работоспособности — меньше устаёт от монотонной работы.
-
Красивого почерка — если добавить упражнения на мелкую моторику.
-
Главное — уверенности в своих силах.
С чего начать?
-
Пройти диагностику у нейропсихолога / логопеда / дефектолога — выявить «слабые звенья». Какие виды диагностики стоит пройти, мы выясним индивидуально. Мы предложим начать с нейропсихологического скрининга, он позволит выявить основные проблемные области и, если потребуется, решить вопрос об углубленных специализированных диагностиках. Без диагностики обойтись не получится: ведь нам надо сформировать программу коррекции, индивидуальный маршрут изменений для каждого ребенка.
-
Составить программу: сочетание БОС, двигательных и когнитивных упражнений, занятий со специалистами. На этом же этапе определится объем курсов для проявления результатов. Важно понимать, что «навыковые занятия» обладают накопительным эффектом. 3-5 и даже 7 занятий будет недостаточно. Мы фактически формируем новые привычки для тела и мозга. Это требует времени и повторений. Практика показывает, что интенсивность и регулярность воздействия важнее длительности — это обстоятельство позволяет нам говорить о пользе именно коротких (до 1-2 месяцев) насыщенных курсов.
-
Подключить родителей — часть заданий (дыхательные практики, игры на внимание) можно и нужно делать дома.
Важно: не ждите, что проблемы «пройдут сами» или, как еще говорят, ребенок их «израстет». Чем раньше помочь мозгу «дозреть», тем легче ребёнку будет учиться дальше.
Лето — идеальное время для рывка! Без школьной нагрузки, в спокойном режиме, с игровыми технологиями можно не просто нагнать сверстников, но и создать задел на будущее.
Как записаться на занятия, узнать стоимость и расписание?
Позвоните по телефону 270-13-17 и опишите свою проблему. Мы ответим на ваши вопросы и запишем вас на скрининговую диагностику. По результатам диагностики станут ясны дальнейшие шаги и варианты коррекционной и развивающей программы. Другой способ — отправьте сообщение ниже на странице или напишите нам в соцсетях. Мы оперативны с ответами!
Вашим вопросом будут заниматься:
|
Светлана Александровна Борисова старший менеджер по работе с пациентами |
|
Татьяна Александровна Смирнова менеджер по работе с пациентами |
Отправьте сообщение, мы перезвоним:
Отправляя сообщение, вы безусловно принимаете положения Политики конфиденциальности и выражаете согласие на обработку персональных данных. Ваше сообщение предназначено исключительно для совершения обратного звонка и не подлежит никакой публикации.
Занятия могут проводиться в клинике на ул. Горького, 49 (рядом с ТРК «Семья») и в филиале на ул. Подлесной, 43а (микрорайон Парковый, ЖК «Вместе»).

