Позвоните нам! 

(342) 206 - 18 - 19

Пермь, Максима Горького, 49

3721672 instagram 108066 vkПодпишитесь на наши новости

Нейропсихология

Нейропсихологическая диагностика и нейрокоррекция у детей

В результате нейропсихологической диагностики, нейропсихолог дает заключение о функционировании головного мозга ребенка и всех его функций (памяти, мышления, внимания, праксиса, гнозиса, его координации, балансе, навыках саморегуляции).

В заключении нейропсихолог отмечает все причины, почему у ребенка могут возникать проблемы с общением, эмоциями, обучением и другими сферами жизни.

Нейропсихология – раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, саморегуляции, самоконтроля, координации и баланса, нейродинамики мозга.

Эти процессы лежат в основе способности ребенка к обучению и всего его дальнейшего развития. Без выяснения этих процессов, не работает ни один современный детский невролог и детский психолог. Только при комплексной работе логопеда, нейропсихолога, психолога, дефектолога и невролога (каждый на своем этапе) можно наладить работу головного мозга и развить все функции.

Нейропсихология изучает:

  • психологическую структуру, мозговую организацию неречевых высших психических функций (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции; 
  • нарушения речевой и других высших психических функций, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития и в период зрелости; 
  • нарушения речевой и других высших психических функций в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связей проводниково-нервных путей. 

Если ребенок не говорит, не может выразить свою мысль корректно, расторможен, гипертактивен, ему сложно общаться с другими детьми, появляются проблемы в учебе и комплексы. Родители стараются ему помочь и часто любя, чересчур сильно опекают. К 9-10 годам ребенок не самостоятелен и не может себя реализовать, выбрать подходящее хобби и спорт.

4

В каких случаях невролог обязан назначить нейропсихологическую диагностику:

Ребенок испытывает трудности в обучении в детском саду, развивающих кружках или школе, например:

  • плохо запоминает учебный материал
  • пропускает буквы, слоги на письме и при чтении
  • плохо усваивает материал
  • трудно запоминает, усваивает и понимает устную или письменную речь (не может выучить стих или объяснить, что задали)
  • не может описать картинку или скопировать рисунок
  • не может сам сделать уроки
  • пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально

Нарушения поведения и внимания:

  • медлителен или наоборот излишне активен
  • с трудом высиживает 15 минут на одном месте
  • двигает ногами, языком, когда пишет или рисует
  • невнимателен, часто отвлекается, быстро устает
  • обидчив, часто плачет
  • не сразу откликается на речь, не сразу ее понимает
  • проявляет агрессию

Осложнения во время беременности, родов и наличие заболеваний:

  • получил родовую траву
  • родился с помощью кесарева сечения
  • имел травмы головы
  • получал общий наркоз
  • мало ползал или не ползал совсем
  • часто болел, перенес инфекционные заболевания, принимал антибиотики

Ему уже поставлены диагнозы:

  • СДВГ
  • ДЦП и иные врожденные нарушения работы нервной системы и опорно-двигательного аппарата
  • Задержки речевого и/или психического развития
  • Аутизм и расстройства аутистического спектра

Развитие ребенка в норме

В норме двигательное развитие ребенка проходит ряд стадий:

  1. Рождение и прохождение родовых путей
  2. Ребенок лежит на спинке
  3. Учится поворачиваться
  4. Ползает по-пластунски
  5. Поднимает руки и упирается
  6. Учится поднимать головку
  7. Садится
  8. Ползает на четвереньках
  9. Опирается на ручки и начинает вставать
  10. Встает и начинает ходит

Если развитие происходит таким образом, то движения запускают определенные рефлексы, мозг ребенок правильно осваивает пространств. Мозг ребенка развивается через движения. Согласованные движения рук и ног при ползании формируют межполушарные связи, мелкая моторика рук – нейронные связи. От координации движений во время ползания и перебирания игрушек зависит, как ребенок будет писать. Если где-то произошел сбой, то процессы не запускаются. Именно с помощью нейрокоррекции мы их запустим и нормализуем развитие.

3149666

Возраст нейропсихологической диагностики

Мы используем методы оценки высших психических функций с 2,5-3 лет, с этого возраста ребенок чаще всего уже доступен для исследования и может выполнять задания. Для каждого возраста ребенка подбираются свои пробы и задания, которые соответствуют определенным возрастным нормам развития головного мозга и высших психических функций.

Нейропсихолог, владея информацией о строении и функционирования мозга ребенка с самого рождения, способен оценить, как развивается мозг в каждом возрасте. Чаще всего именно нейропсихологическую оценку мы проводим в возрасте от 2,5 лет, когда ребенку доступно уже большое количество тестов. Оценку высших психических функций детей младше 2,5 лет проводит невролог и клинический психолог-специалист по раннему развитию. В дальнейшем он же может проводить занятия.

Диагностику мы проводим только «вручную», ведь только опытный и внимательный специалист может оценить качество выполнения заданий и все те  моменты, которые описаны ниже. Ни один компьютер не способен уловить тот момент, когда ребенок уже немного устал и поэтому может неверно выполнять задание, или оценить тонкую эмоциональную реакцию.

Нейропсихологические проблемы, не решенные в дошкольном и раннем школьном возрасте, приводят к проблемам в обучении и психологическим проблемам: ребенок чувствует себя чужим в этом мире, непонятым и неуспешным. Своевременная нейропсихологическая коррекция позволит ему стать успешным.

Как проходит нейропсихологическая диагностика в Клинике неврологии:

         1. Сбор анамнеза и заполнение родителями анкеты.

Нейропсихологу нужно принести заключение невролога, психолога, логопеда (ели есть) для оценки тех видов нарушений, которые подозревают эти специалисты. Нейропсихолог подробно собирает информацию о течение беременности и родов, кормлении, о развитии ребенка и всех перенесенных заболеваниях. Все это влияет на развитие нервной системы ребенка.

      2. Нейропсихологическое обследование

Проводится обычно в течение 60-80 минут, родители могут присутствовать во время проведения. Больше этого времени мы диагностику не проводим, так как по истечении часа ребенок уже устает и его когнитивные возможности падают. Если диагностика по итогам часа не завершена, специалист предлагает подойти еще на 30-60 минут для завершения. В среднем, это бывает нечасто (10% случаев) и связано либо с большим количеством нарушений в работе функций либо индивидуальными особенностями ребенка.

В ходе нейропсихологической диагностики нейропсихолог дает специальные тесты и пробы и оценивает множество факторов, начиная от вегетативных реакций, двигательных и поведенческих особенностей. Исследование включает оценку:

  • Двигательных и тактильных функций
  • Объема зрительной и слухоречевой памяти
  • Речи (не только звукопроизношения и письма, но и понимания и восприятия обращенной речи)
  • Участия правой и левой руки в движениях
  • Пространственных представлений (координатные, структурно-топологические, проекционные)
  • Стратегии мышления
  • Когнитивного стиля личности
  • Интеллектуальных и эмоциональных процессов

Во время исследования нейропсихолог обращает внимание на тонус мышц и мышечные зажимы, дыхание, координацию движений, тики и синкинезии, глазодвигательные функции, пластичность и ригидность при выполнении заданий, истощаемость, утомляемость, колебания внимания ребенка. Эти факторы свидетельствуют о препатологическом состоянии подкорковых образований мозга, и такое состояние требует обязательной коррекции, ведь на нем основано развитие всех остальных высших психических функций.

Все эти особенности отражаются на умственных функциях и эмоциональных реакциях ребенка. Из-за них ребенок может плохо учиться, не способен сосредоточиться, часто плачет или обижается. Состояние этих высших психических функций определяет все дальнейшее развитие ребенка. Чем раньше мы откорректируем эти функции, тем быстрее развитие и поведение нормализуется.

Нейропсихолог обязательно смотрит, как ребенок приступает к выполнению задания. Некоторые дети склонны упрощать программу, переключаются с одного на другое, импульсивны и не слушают инструкции, часто отвлекаются или не способны сами объяснить, что они делают. Это свидетельствует о несформированности навыков саморегуляции.

В этом случае важно, чтобы нейропсихолог не только оценил сам факт отсутствия саморегуляции, но и смог сделать предположительный вывод о причинах таких нарушений. Именно такая информация необходима врачу неврологу для более точной диагностики нарушений нервной системы. Только благодаря наличию причинно-следственных связей в диагностике дальнейшая коррекция будет успешной.

neposlushnyi rebenok

         3. Объяснение результатов родителям.

Подробные результаты нейропсихолог дает в письменном заключении, которое готовится до 7 дней, поскольку ему необходимо рассчитать и оценить каждую проведенную пробу. После окончания диагностики нейропсихолог практически всегда может дать родителям комментарии относительно того, нужно ли заниматься и есть ли отклонения. Задача нейропсихолог объяснить родителям, что ребенок плохо себя ведет или что-то не умеет не потому, что не хочет. 

Мозг ребенка пока не способен правильно реагировать на информацию. Ни он, ни родители в этом не виноваты, но они могут исправить эту ситуацию.

Нейрокоррекционные занятия (в группе и индивидуально)

По итогам диагностики, в заключении нейропсихолог отмечает план коррекционной работы и методы, которые необходимо использовать. Ошибочно мнение, что большинство нарушений функций нервной системы восстановиться само или с помощью лекарств. Мозг – орган, который нужно тренировать. Часто работа с одним логопедом или дефектологом не дает результатов именно по причине недоразвития определенных структур мозга. Когда мы начинаем работать в комплексе: невролог + логопед + нейропсихолог, развитие ребенка быстро приходит в норму.

Отличие нейропсихологов Клиники неврологии:

  • Работа совместно с неврологами (углубленное знание нейрофизиологических процессов в мозге)
  • Выдача полного и подробного заключения, включенного в стоимость (наше заключение сможет использовать для постановки диагноза любой квалифицированный невролог)
  • Выявление причин нарушений работы мозга, а не только их перечисление.
  • Оценка эффективности результата каждые 10/12 занятий (краткая диагностика по ходу курса)
  • Каждый нейропсихолог еще и клинический психолог, и параллельно с оценкой когнитивных функций проводит скрининг психологического состояния. Благодаря этому он сразу фиксирует возможные психологические проблемы ребенка, которые могут мешать ребенку развиваться.

Самый лучший результат мы получаем, когда с ребенком работают наши специалисты в комплексе, потому что они имеют возможность создать общую программу работы и «настроить» функции мозга в нужной последовательности. Например, сначала инструктор ЛФК вырабатывает у ребенка навыки координации и пространственные представления (лево/право, вверх/вниз), потом нейропсихолог работает с навыками саморегуляции и контроля, а следом логопед учит ребенка писать и произносить звуки. Пример несколько упрощенный, но показывает необходимую последовательность и готовность мозга к занятиям.

От общей координации движений и саморегуляции зависит, как будет ребенок писать, сможет ли сидеть за партой 40 минут, будет ли совершать ошибки и менять буквы местами и т.д. Мы часто видим, что даже у детей, занимающихся спортом, есть нарушения моторного развития и координации. Причина этому лежит в раннем развитии ребенка и скорректировать работу этих зон мозга занятия спортом не в силах.

Наш комплексный подход учитывает, что ребенок проходит этапы психомоторного (то есть психологического и двигательного) развития в определенной последовательности и активизировать функции мозга нужно в такой же последовательности. Эти законы физиологии знают наши неврологи, нейропсихологии и логопеды.

Это примерно, как разучивание звуков: сначала ребенок узнает звук, потом складывает из него слоги («ма-ма»), а следом предложения. Этот процесс может быть незаметен, когда ребенок начинает повторять словосочетания, но если бы он заранее не научился узнавать звук, у него бы не получилось повторить слово.

Занятия с нейропсихологом построены на принципах онтогенеза и классических подходов нейропсихологии. В лечении нарушений развития и поведения мы отдаем предпочтение двигательным методам, которые не имеют противопоказаний и активизируют все умственные и психические функции.

бильгоу доска

Формат проведения занятии по нейрокоррекции

Мы проводим занятия, руководствуясь  методами известных и заслуженных ученых:

«Нейропсихологическая психокоррекция» (М.Е.Сандомирский, Е.С.Лебедева)

«Метод замещающего Онтогенеза» (А.В.Семенович, Б.А.Архипов)

Занятия проводятся индивидуально и в малых группах (до 5 человек).

Преимущество работы в малой группе – одновременная работа с навыками коммуникации и формирование личного пространства, а также более экономичная стоимость. Если ребенок достаточно взрослый и способен спокойно выполнять задания, занятия с тем же эффектом могут проводиться в группе.

Стоимость индивидуального занятия 30 мин. – 800 рублей, 60 мин. – 1400 рублей (занятие в мини-группе 60 мин. – 600 руб.)

Групповые занятия проводятся по четвергам в 19:00 (до 20:00).

Занятия индивидуальные проводятся 2-3 раза в неделю по 30 или 60 минут в зависимости от программы, возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

IMG 5324

Классический курс нейрокоррекции включает несколько этапов:

  • Психомоторная коррекция

Специальные упражнения активизирует зоны мозга в той же последовательности, в которой они развиваются во время родов и раннего развития. Мы восполняем тот сбой в программе, который произошел в раннем детстве. Таким образом, мы формируем новые нейронные связи и запускаем процесс правильного развития всех функций.

Упражнения запускают такие функции, как эмоции, восприятие, память, саморегуляцию, то есть создают базу для формирования навыков речи, письма, чтения, логики, коммуникации и др. Для достижения максимального эффекта дома необходимо повторять упражнения ежедневно. Только выполнять их нужно четко и последовательно, совместно с ребенком, так как сам он их правильно не выполнит, и эффекта не последует.

Важно, что нейрокоррекция не заменяет физическую нагрузку на занятиях ЛФК, цель которой развить координацию, равновесие, мышечную силу и выносливость, укрепить мышцы спины, улучшить тонус. В совокупности же занятия ЛФК и нейрокоррекция дают лучший и более быстрый результат.

Правильность выполнения упражнений по растяжке, дыханию, самомассажу, релаксации на этом этапе очень важно, ведь закладывает основу для формирования необходимых навыков на следующем этапе.

С виду упражнения могут показаться простыми, но их механизм основан на физиологическом развитии мозга. Приведем пример механизма глазодвигательных упражнений. В мозге многие процессы тесно связаны: ядра черепных нервов (глазодвигательных, языковых) находятся в центрах, отвечающих за энергию в мозге. У многих детей эти структуры к моменту родов не созревают, и ребенок не способен на 100% освоить навыки письма, чтения, не может регулировать свои движения и действия. Упражнения с глазами и языком повышают энергетический потенциал мозга, давая ему больше сил для коррекции функций.

При прекращении занятий на этом этапе или значительных перерывах следующий этап не даст нужных результатов.

eFUD9o74Frk

Пример. Формирование речи

По рисунку видно, как много центров головного мозга должно правильно работать, чтобы ребенок говорил. Задача невролога и нейропсихолога - развить нейронные связи между этими центрами и "запустить" процесс формирования необходимых функций. К сожалению, лекарственными средствами невозможно заставить мозг работать, ими можно лишь помочь ему. Формирование функций достигается только путем тренировки.

  • Коррекция когнитивных функций

На базе развитых процессов работы головного мозга мы начинаем формировать конкретные когнитивные функции, которые нарушены. Эти занятия уже включают специальные задания, игры и тренажеры. В Клинике неврологии мы используем более 200 различных пособий и материалов. 

  • Развитие эмоционально-волевой сферы

Финальная стадия, которая развивает у ребенка навыки коммуникации, учит правильно реагировать на эмоции и понимать, что он чувствует. Нейропсихолог продолжает работать с навыками регуляции поведения и эмоционального состояния. Этот этып очень индивидуален у каждого ребенка.

При наличии комплексных нарушений нейропсихологическая коррекция сочетается  занятиями с  психологом, логопедом, инструктором лечебной физкультуры.

К сожалению, сегодня большинство детей имеют факторы риска и заболевания, которые нарушат работу нервно системы. Мы видим много детей с речевыми нарушениями, сосудистыми заболеваниями, сниженным иммунитетом, болезнями ЖКТ, повышенной возбудимостью, осложнениями во время беременности и родов, рожденными с помощь ЭКО, проблемами при обучении, неврозами, тиками и энурезом. К этому всему стоит прибавить огромные нагрузки в подготовительной и основной школе, спорное влияние гаджетов на здоровее и развитие. Эти и многие другие проблемы мешают ребенку реализовать все его таланты и возможности.

Курс нейрокоррекции основан на стимулировании естественных ресурсов ребенка , помогает восполнить пробелы в развитии мозга и помочь ребенку стать успешным, а родителям спокойными за его будущее.

5

Мозжечковая стимуляция обязательно входит в нейропсихологические программы при:

  • нарушениях психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
  • нарушениях памяти и внимания
  • задержках речевого и психического развития
  • заикании, логоневрозе, запинках в речи, тиках, навязчивых движениях
  • гиперактивности, неусидчивости или медлительности
  • несформированности пространственных представлений (не знает, где лево или право)
  • быстрой утомляемости  и низкой работоспособности
  • проблемах при письме, чтении и счете.

Мозжечковая стимуляция проводиться с использованием баланс-оборудования, доски Бильгоу или БОС-тренажера.

Занятие по нейрокоррекции с использованием мозжечковой стимуляции на БОС-тренажере «Стабилоплатформа» доступно с 5-6 лет и длится 45-50 минут в зависимости от возможностей ребенка.

Для комплексного прохождения курсов лечения и коррекции в клинике запишитесь на первичную диагностику к неврологу.

IMG 2206